Януш Корчак

Классики педагогики

     Януш Корчак

 В июле 2013 года исполнилось 135-лет со дня рождения педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака. 
2012-й в Польше был объявлен годом имени этого великого гуманиста. 
Его подвиг во имя детей вспоминают во всем мире, на его книгах училось не одно поколение русских и зарубежных педагогов. Основа педагогической деятельности - любовь к ребенку.
В его школьном дневнике осталась запись: "Чувствую, во мне сосредоточиваются неведомые силы, которые взметнутся снопом света, и свет этот будет светить мне до последнего вздоха. Чувствую, я близок к тому, чтобы добыть из бездны души цель и счастье". 
Отказавшись от собственного счастья, Януш Корчак посвятил себя воспитанию детей. Вся его жизнь была отдана детям, с ними он и отправился в последний путь. 
В годы Второй мировой войны, когда фашисты оккупировали Польшу, в Варшаве было создано еврейское гетто, куда согнали всех жителей (в том числе и еврейский Дом сирот). У Януша Корчака была возможность эмигрировать, но он не бросил своих воспитанников. Погиб вместе с ними в газовой камере Треблинки. Это настоящий праведник, не изменивший своим принципам человеческим.

Его основные педагогические принципы: 
Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку. Для этого воспитателю надо хорошо знать детскую психологию, уметь оценивать поступки с позиций ребенка. Дитя может врать, драться, сквернословить, но оно должно осознавать, что такое хорошо, а что такое плохо. «Ты вспыльчив, — говорю я мальчику, — ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только один раз в день». «В конфликте с совестью и вырабатывается моральная стойкость», — считал Януш Корчак. 
Учет прав ребенка. Корчак выдвигает три основных: «1. Право ребенка на смерть. 2. Право ребенка на сегодняшний день. 3. Право ребенка быть тем, что он есть». 
Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. Любовь к ребенку – это прежде всего наблюдение. И родители, и воспитатели должны понять его индивидуальность, его наклонности, черты его характера. А познать чувственные и умственные наклонности ребёнка и, следовательно, определить направление, в котором нужно прикладывать воспитательные усилия, эффективно можно в игре. 
Общаться с ребенком надо на уровне возможностей его понимания (то есть в соответствии с возрастом). «Ох уж эти наши ответы…» на каверзные детские вопросы. Ребенку надо все объяснять правильно, иначе впоследствии он будет воспринимать мир искаженно. «Если мы дали ему неудобоваримую информацию — он не поймет ее, глупый совет — он не примет его, не послушается…». 
Нужно готовить ребенка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой).«В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребенка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…». Нельзя скрывать от ребенка жестокость реального мира с его невежеством, моменты поражений и неудач.
Право ребенка на уважение. Каждый маленький человек имеет право выражать свои мысли, то, что думает он, а не взрослые. Любая мать должна черпать «не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. Во взаимоотношениях с ребенком надо быть честным, поскольку «обмануть его невозможно, и он без труда раскусывает эти наши роли. Вначале они пробуют бороться с ложью, но потом, увидев всю бессмысленность борьбы, сами начинают водить нас за нос, подкупать, обманывать».
Педагогика – это прежде всего наука о человеке. «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем».
«Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления» (Из БСЭ (1969—1978).
В своей работе я в обязательном порядке стремлюсь к этому. Использую оценочный метод для составления психолого-педагогических характеристик своих учеников. 
Продумываю организацию самоуправления в классе. К работе привлекаю родителей учащихся. Пример ментальной карты для организации самоупраления в классе.

Послесловие.
Только Великие люди могут, сидя в окопе (война), думать о детях, сочинять им сказки. Только такие люди готовы на самопожертвование ради детей. 
Каждый из нас, будучи и педагогом и родителем, должен помнить те заповеди, которые сформулировал Януш Корчак:
САМОУПРАВЛЕНИЕ - MindMeister Интеллект-карта
"Когда я снова стану маленьким".

У любого кто прочтёт эту книгу, в первую очередь возникает чувство восхитительного удивления к особенному педагогическому таланту Януша Корчака. Удивления его неподдельному качеству: поразительной способности перевоплощения в ребёнка. Насколько он понимает и чувствует детскую душу, насколько свежи в его памяти детские мысли, переживания, давно забытые всеми взрослыми. Понимаешь, что именно такие невзрослеющие люди и являются истинными педагогами - педагогами от Бога.


Януш Корчак 10 заповедей для родителей


6 комментариев:

  1. Светлана,замечательная работа! Спасибо за видео находки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за поддержку! Очень приятно сотрудничать!

      Удалить
  2. Светлана очень понравилась творческая работа, особенно было полезно (как для родителя) последнее видео.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за приятные слова! Удачи!

    ОтветитьУдалить
  4. Светлана, спасибо за чудесный материал. Успехов.

    ОтветитьУдалить